Актуальность СНиП 2.05 02 85
Сфера дорожного строительства в России четко регламентирована. Дорожно-строительные организации обязаны придерживаться требований СНиП 2.05.02-85, актуализированного и адаптированного современным реалиям.
Свод правил содержит основные положения, термины и определения отрасли. Предусматривает рекомендации относительно выбора материала, конструктивных особенностей и технических характеристик автомобильных дорог, включая новое строительство, реконструкцию и их капитальный ремонт.
Ошибочно адаптировать данной отрасли не соответствующие ей нормы и правила.
Так СНиП 2.01 07 85, который строительные организации нередко принимают за основной при расчете нагрузок и воздействий, ориентирован не на дорожное строительство, а на возведение общественных, жилых, сельскохозяйственных зданий.
СНиП 2.01.02-85 рассматривает требования к противопожарным нормам, актуальным и для автодорожного строительства, однако ориентированным на здания и сооружения. СНиП 2.09.02-85 также не может использоваться в качестве основного свода правил для отрасли, так как содержит рекомендации по возведению производственных зданий.
Учитывая специфику отрасли, исключительную важность соблюдения требований по устройству и ремонту дорожного покрытия, пересечений и примыканий, а также окружающей инфраструктуры специализированным организациям следует сосредоточиться на выполнении рекомендаций СНиП 2.05 02 85.
Термины и определения
Нормы и правила для дорожного строительства, входящий в данный СНиП, были составлены в советский период. Но несмотря на то, что они были введены в действие в 1985 году, они сохраняют актуальность. Свод правил был неоднократно пересмотрен и актуализирован уже в современной России.
Первая крупная актуализация состоялась в 2002 году, очередные поправки и изменения были внесены в 2007 году, затем – в 2009 году. Благодаря этому документ соответствует требованиям действующего законодательства в сфере технического регулирования, регламента о безопасности зданий и сооружений, а также закона об автомобильных дорогах. При его актуализации составители ссылались на ряд ГОСТ, в том числе о:
- технических средствах организации движения на автодорогах;
- материалах геотекстильных и для нанесения разметки;
- знаках и ограждениях дорожных;
- охране природы и пр.
Он включает термины и определения, которыми должны руководствоваться специализированные организации:
- автомагистрали и автодороги;
- категорий автодорог;
- норм проектирования;
- пересечений в одном и разном уровнях;
- полос автомобильных дорог для движения, разгона, торможения;
- строительства и реконструкции.
Среди терминов и определений конкретизированы понятия, которые касаются земляного полотна и дорожных одежд.
Общие положения
Согласно положениям нормативного документа, задачей автодорожного строительства является создание новых дорог, реконструкция существующих с целью обеспечения безопасности и удобства движения транспортных средств. Сами транспортные пути рассматриваются с точки зрения составной части социально-экономического развития сел, городов и регионов, а их сети должны проектироваться с учетом перспектив экономического роста на ближайшие 20 лет.
При проектировании и устройстве автодорог требуется учитывать интересы всех участников движения.
Для водителей они должны быть удобными, отвечающими потребностям по скоростному режиму и пропускной способности. Должны соблюдаться принципы визуального ориентирования, а в местах примыканий и пересечений не должны создаваться опасные участки.
Учитываются также интересы пешеходов: для них требуется оборудование защитных сооружений, безопасных переходов, благодаря которым эта группа участников движения должна быть максимально ограждена от вероятности контакта с транспортными средствами.
Предусмотрено обустройство объектов для содержания дорог, их ремонта. Надежность конструкций проверяется по требованиям государственного стандарта Р 54257.
Классификация дорог
Документ вводит классификацию дорог, которые следует различать по функциональному классу и назначению. Выделено 5 функциональных классов автодорог.
- Основные магистральные. Обеспечивают связи между столицей и региональными центрами, а также входят в сеть международных транспортных коридоров.
- Второстепенные магистральные. Имеют федеральное значение, так как служат связующим звеном между региональными центрами и крупными транспортными узлами.
- Основные распределительные. Перераспределяют транспортные потоки от основных и второстепенных магистралей и перенаправляют их на дороги местного значения.
- Распределительные региональные. Распределяют потоки транспорта от основных магистралей между административными центрами.
- Местные. Обеспечивают передвижение транспорта в регионах.
Согласно функциональной классификации дороги разных категорий могут выполнять назначение основных и второстепенных магистральных. Так в этом качестве могут выступать как автомагистрали и скоростные дороги, так и обычные. Поэтому стандартом введен и другой классификатор дорог. Они разделены на 5 категорий.
Категории дорог
Основным условием при отнесении автодороги к определенной категории является интенсивность движения.
I. К ней могут быть отнесены автомагистрали, скоростные и обычные дороги, среднесуточная интенсивность движения на которых составляет более 14 тысяч единиц транспорта.
II. Включает транспортные пути с пропускной способностью 6-14 тысяч единиц автомобилей.
III. Количество автомобилей должно составлять 2-6 тысяч единиц в сутки.
IV. Относят обычные автодороги, по которым ежесуточно проезжают от 400 до 2 тысяч машин.
V. Количество автомобилей – менее 200 в сутки.
Требования к транспортным путям разных категорий отличаются. Для I категории нормы по нагрузкам значительно выше, чем для IV и V. При проектировании или планировании капитального ремонта определение категории обуславливает как текущие, так и будущие расходы на содержание автодорожного полотна. Так дороги 4 и 5 категории это местные транспортные пути, для них закладывается увеличенный период межремонтных сроков.
Подробнее классификация приведена в таблице.
Класс |
Категория |
Пропускная способность (автомобилей в сутки) |
Основные и второстепенные магистральные, основные распределительные |
I |
<14000 |
II |
6000 - 14000 |
III |
2000 - 6000 |
Распределительные региональные, местные |
IV |
400 - 2000 |
V |
>200 |
Транспортные пути трех первых категорий рекомендовано строить в обход населенных пунктов, а к ним прокладывать удобные и безопасные подъезды. Расстояние от городской транспортной сети до автомагистрали не должно быть менее 200 метров. Если возможности удаленного строительства нет, проект рассматривают с учетом требований к соблюдению экологических норм и выполнением защитных мероприятий, которые снижают негативное воздействие автомагистрали на население.
Основные технические нормы
При осуществлении проектирования организации должны принимать во внимание рекомендованные технические нормы. Среди основных характеристик выделяют следующие.
Расчетная скорость
Устанавливают в зависимости от категории автодороги и параметров. Так для транспортных путей первой категории допускается предусматривать расчетные скорости в пределах 100-150 км/час, однако, на трудных участках и в горной местности показатели должны быть снижены до 60-100 км/час. Для путей 3-4 категорий действуют более строгие ограничения: максимальный показатель скорости, не превышающий 80 км/час, а минимальный в горной местности – до 40 км/час.
Продольный профиль
Согласно требованиям, дорожное полотно должно обеспечивать возможность постоянства скорости при соблюдении безопасного режима движения. А для этого при планировании продольного профиля важно соблюдать рекомендуемые параметры.
Среди них видимость поверхности дороги не менее 450 метров, а встречного автомобиля – не менее 750 метров. Радиусы в продольных профилях должны достигать 7 тыс. метров при выпуклом переломе и 8 тыс. метров при вогнутом. Важно учитывать интенсивность нарастания центробежной силы и предупреждать образование резких поворотов и переходов. Несмотря на точное указание минимальных параметров, проектным организациям следует стремиться избегать приближаться к этим ориентирам, выбирая значения с «запасом».
Рекомендованные значения продольных профилей приведены в таблице.
Нормативный уклон дороги
Если строительство осуществляется в горной местности, правилами допускается повышение нормативного уклона, но не более чем на 20% при протяженности уклонного участка до 500 метров. Необходимо уменьшать параметры продольных уклонов, избегать опасных значений, превышающих рекомендованные в таблице.
Для трасс, прокладываемых в горной местности, недопустимо проектировать участки с постоянным уклоном, превышающим 60%. По правилам, они должны сочетаться с меньшими уклонами (значения корректируются не менее, чем на 20%), а по пути следования необходимо предусматривать стоянки для транспортных средств, хорошо различимые водителями в движении.
Число полос
Определяется перспективной загруженностью трассы и рельефом местности. Устанавливается только для дорог 1 и 2 категорий и составляет 4-8 полос из расчета одна полоса на каждые 10 тысяч единиц транспорта в сутки.
Дорожно-климатическая зона
Так как природные условия в регионах России различны, при проектировочных работах должны учитываться климатические особенности конкретной местности. Согласно СНиП в России выделены 5 климатических зон, которые характеризуют степень увлажненности грунта, вероятность его промерзания, а также тип грунтов, на которых может осуществляться укладка дорожных одежд.
Первая зона включает холодные, северные регионы, в том числе тундру, лесотундру и зону вечной мерзлоты.
Вторая зона охватывает лесистые территории с высокими показателями увлажненности грунтов.
Третья зона – лесостепная, она же включает территории Кубани и Кавказа. Ее особенность – в умеренной увлажненности грунтов в течение нескольких месяцев в году.
Четвертая зона охватывает степные регионы, где увлажненность грунтов недостаточна. Пятая объединяет пустынные и степные районы с засушливым климатом и высокой засоленностью почв.
Ветровые нагрузки
Следует рассчитывать, согласно рекомендациям соответствующих документов. Рассматривает ветровое давление СНиП 2.01.07-85, тогда как в специализированном своде правил для дорожного строительства данных рекомендаций нет.
Обустройство насыпей
Предусматривается эффективное дренирование участков с отводом сточных вод и защитой от подтоплений. Земляной вал для каждой из климатических зон должен соответствовать рекомендованным параметрам. Неподтопляемая часть насыпи должна составлять не менее 1,5 метров и может быть увеличена до 6 метров.
Для повышения несущих свойств грунтов могут использоваться геосинтетические материалы, в том числе:
- геотекстили;
- георешетки;
- пластиковые сетки и решетки;
- геомембраны.
При обустройстве насыпи предусматриваются следующие части:
- морозозащитный слой;
- рабочий слой с добавками, укрепляющими и улучшающими несущие свойства;
- армирующая прослойка с использованием геосинтетических материалов;
- дренажная система для эффективного отвода влаги;
- дополнительные защитные дренажные конструкции (откосы, бермы).
Защитные элементы проектируют одновременно с планированием дорожных одежд, пересечений и примыканий, а также объектов инфраструктуры.
Пересечения и примыкания
Предусматривают для вновь проектируемых дорог с целью их внедрения в существующую транспортную сеть. Согласно правилам, пересечения должны обустраиваться только на ровных участках протяженностью не менее 2 тысяч метров, а для дорог 4-5 категорий – до 800 м. Их количество должно быть наименее возможным: обилие пересечений и примыканий ухудшает условия ориентирования водителей и может приводить к аварийным ситуациям.
Съезды должны иметь соответствующее покрытие и укрепленные обочины. Если трассы 1-3 категорий прокладываются в местах полевых дорог, а также существующих здесь скотопрогонов, последние отводят посредством дополнительных искусственных сооружений. Их проектируют и строят в обязательном порядке одновременно с автомагистралью.
Предусматривают сооружения для безопасного перемещения пешеходов. С этой целью возводят надземные и оборудуют подземные пешеходные переходы. Если пешеходный переход располагается на поверхности автодороги с интенсивным движением, он должен быть оборудован светофором.
Пересечения и примыкания могут проектироваться:
- в одном уровне;
- в разных уровнях.
Если предполагается пересечение в одном уровне, а интенсивность транспортной загрузки составляет до 2 тыс. авто в сутки, дополнительных решений не требуется. Если же нагрузка достигает 2-8 тыс. единиц автомобилей, предусматривается выделение островков безопасности и организация кругового движения.
Примыкания в разных уровнях проектируются с учетом интенсивности движения, экономической целесообразности. Согласно нормам, их можно рассматривать только для автодорог 1-3 категорий и только в случае, если ежесуточная нагрузка достигает 12 тысяч автомобилей.
Элементы инфраструктуры
Для работы служб, осуществляющих обслуживание и содержание дорожной сети, предусматриваются комплексы зданий и сооружений:
- дорожные управления;
- ремонтные и технические базы;
- жилые дома для персонала – при необходимости;
- пункты обслуживания.
Предусматриваются сооружения для сотрудников госинспекции по безопасности движения и автотранспортной службы. Для пользователей дороги, в зависимости от категории, могут быть спроектированы и введены в эксплуатацию:
- площадки отдыха;
- автозаправочные станции;
- пункты питания;
- мотели;
- станции техобслуживания.
Целесообразность насыщения комплекса инфраструктуры рассматривается с учетом особенностей автодороги, требований к ней, интенсивности ее использования, категории. Каждый из элементов должен оснащаться коммуникациями, а сами подразделения – располагаться на рекомендованном нормами расстоянии.
18.06.21